«Эдинбургская темница»

Вальтер Скотт «Эдинбургская темница»
Walter Scott «The Heart of mid-lothian»

Аванс — дело святое
Эдинб темниц В 1818 году Вальтер Скот всё ещё мучился камнями в жёлчном пузыре, но приступы стали реже и в июле был издан ещё один его роман «Эдинбургская темница» (это заглавие русского перевода. В оригинале он называется «Сердце Мидлтиана»). «Темница» относится к «Рассказам трактирщика». Книга хорошо была принята публикой и прежде всего, конечно, эдинбуржцами.
Роман достаточно нудный, главная героиня, очень понравившаяся жителям шотландской столицы в качестве воплощения идеальной девицы, раздражает своей ангелоподобностью. Дочитать роман до последней точки нужно себя заставить (я не смог).
Известно, что Вальтер Скотт намеренно затянул концовку романа, чтобы его объём соответствовал предварительной договорённости с издателем и таким образом отработать аванс.

Средневековый Эдинбург
средн эдинб «К началу царствования Георга III (1760 е годы) Эдинбург представлял собой живописный, затхлый, неудобный старомодный город с населением около семнадцати тысяч человек. В нем не было ни королевского двора, ни фабрик, ни торговли, но имелся выводок адвокатов, подвизавшихся в Сессионном суде, и внушительное число малоземельных шотландских дворян зимой оказывало ему честь своим пребыванием. Таким образом город просуществовал несколько столетий» — писал Роберт Чемберс через год после смерти Скотта, вспоминая Эдинбург, каким тот был, когда писатель появился на свет.
А побывавший в Эдинбурге через три года после рождения Вальтера Скотта англичанин Эдвард Топхем описал город так:
«Местоположение Эдинбурга, вероятно, самое удивительное, каковое можно вообразить для столичного города. Великие холмы, на которых располагается большая его часть, хотя и являют беспримерно прекрасные виды, однако же во многих местах не только не дают проехать экипажу, но и пешеходам чинят препятствия. Главная улица пролегает по гребню весьма высокого холма, который начинается от дворца Холируд, забирает вверх довольно круто и, образуя обширную площадку, венчается Замком».
Эта «главная улица» – Хай Стрит — определяла собою облик всего города. От нее под прямым углом отходили параллельно друг другу узенькие проезды и тупики. Эти узкие улочки, стиснутые высокими домами, были разделены на квартиры, в каждой из которых обитало по семье. Для полноты картины следует упомянуть улицу Каугейт, проходившую южнее Хай Стрит и ей параллельно, от которой под тем же прямым углом ответвлялись проезды на юг и на север. В одном из них, носившем название Школьного и родился Вальтер Скотт.

Отрывок из романа «Эдинбургская темница»
Эдин темн «В былые времена публичные казни в Англии свершались на площади Тайберн, куда осужденные жертвы правосудия торжественно шли по нынешней Оксфорд-роуд. В Эдинбурге для этой печальной цели имелся широкий проезд, или, вернее, длинная площадь, окруженная высокими зданиями и носившая название Грассмаркет. Большие размеры ее позволяли вмещать множество зрителей, обычно собиравшихся на это тягостное зрелище. Вместе с тем окружающие ее дома издавна были населены преимущественно людьми простого звания, так что те, кого неприятное зрелище могло оскорбить или чрезмерно взволновать, были от него избавлены. Дома на площади Грассмаркет большей частью убоги; однако ж место это не лишено величавости — с юга над ним высится отвесная скала, увенчанная старинной крепостью с обомшелыми зубчатыми стенами и башнями.
Площадь служила для публичных казней еще лет тридцать назад. Наступление рокового дня возвещалось большой черной виселицей, воздвигавшейся в восточном конце Грассмаркета. Это зловещее сооружение имело значительную вышину и было окружено помостом, куда вели две лестницы: для несчастной жертвы и палача. Все это сооружалось в ночь перед казнью, отчего казалось, что виселица вырастает из земли по мановению нечистой силы…»

Читать роман полностью

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *