«Клодиус Бомбарнак»

Жюль Верн «Клодиус Бомбарнак»
Le Jules Verne «Claudius Bombarnac»

«Железнодоолрожный роман»
Бомбарнак1-193x300 Жюль Верн очень внимательно следил за новостями мира техники и науки, ежедневно просматривал газеты, журналы, отчёты научных обществ. Важную информацию заносил в картотеку, которую вёл всю жизнь. Понятно, что и весть о строительстве Закаспийской железной дороги не могла его не заинтересовать. Ей Жюль верн и посвятил свой очередной роман «Клодиус Бомбарнак». Правда, Закаспийская дорога во время работы над книгой дошла до Самарканда, а фантазия Жюля Верна продолжила её до Ташкента, китайской границы, провела через весь Китай — Памирское плоскогорье, Сучжоу, мимо озёр Лобнор и Хара-Нур, через Ланьчжоу, Тайюань — до самого Пекина. Но Жюль Верн не ограничился описанием только Закаспийской дороги, но «проложил» от неё ветки до Персии и Сибири. «На станции Ташкент рельсовый путь ближе всего подходит к Великой Сибирской магистрали. Сейчас уже прокладывается новая ветка, которая вскоре соединит Ташкет с Семипалатинском». Туркестано-Сибирская (Турксиб) железная дорога тогда даже не планировалась. Жюль Верн предвосхитил её появление. «Клодиус Бомбарнак», как, впрочем и почти все произведения Жюля Верна, изобилует приключениями, тайнами, написан легко и весело. Читать его — сплошное удовольствие.
В России роман появился пятнадцать лет спустя после его издания в Париже. Потом издавался ещё раз И. Д. Сытиным в собрании сочинений Жюля Верна, приложенном к журналу «Вокруг света» за 1917 год. В Советском Союзе был напечатан в 1931 году и в 1961-м. В каноническое собрание сочинений 1954 — 1957 годов не вошёл.

Закаспийская железная дорога
Бомбарнак2-300x215 Строительство началось в 1880 году, завершилось через 11 лет. Строителями выступали железнодорожные батальоны военного ведомства под руководством инженера и генерала М. Н. Анненкова. И вообще вся затея была в первую очередь нужна военным для облегчения и ускорения перевозки воинского снаряжения. Ведь это было время экспедиции генерала Скобелева в Ахал-Текинский оазис и осадою Геок-Тепе. Направление железной дороги избиралось, по требованию командующего экспедицией, вдоль караванного пути, так как первоначально железная дорога предназначалась в подмогу верблюжьим караванам.
Строительство велось быстро, в день прокладывалось по восемь километров полотна, скорость сия объяснялась небывалой дешевизной рабочей силы. На строительстве работали местные жители из близлежащих, отдалённых оазисов и даже из Бухары, довольные оплатой в 15 — 30 копеек в день. Дорога начиналась от станции Узун-Ада на побережье Каспийского моря, но потом была продолжена до порта Красноводск. Основная ветка дороги Красноводск — Мерв — Самарканд длиной около полутора тысяч километров. Ответвление шло в Афганистан: Мерв – Кушка – Торгунди (Афганистан), примерно 300 км. Общее число станций и остановочных пунктов на главной дороге — 62. Станции были расположены на расстояниях от 26,5 до 36 километров, между станциями сооружены казармы, а в промежутках между ними двойные и одиночные будки. Паровозные здания, мастерские и пассажирские здания были построены из обоженного кирпича; жилые дома, казармы и будки, для уменьшения жары в них, преимущественно из сырца и имели плоские крыши, покрытые землей; с тою же целью здания ориентированы были преимущественно окнами на север и запад. Постепенно дорога, служившая только нуждам армии, получила и хозяйственное значение, и уже в 1888 году из убыточной превратилась в доходную.

Отрывок из романа
Бомбарнак4-214x300 «Клодиусу Бомбарнаку, репортеру «XX века» Тифлис, Закавказская область. Этот адрес был указан на депеше, ожидавшей меня в Тифлисе, куда я прибыл 13 мая. Распечатав ее, я прочитал:»Клодиус Бомбарнак должен оставить все дела и 15 числа текущего месяца находиться в порту Узун-Ада на Каспийском море. Там он сядет в прямой Трансазиатский поезд, соединяющий Европейскую границу со столицей Поднебесной Империи [прежнее название Китая]. Поручается передавать впечатления в форме хроникальных заметок, интервьюировать в пути достойных внимания лиц, сообщать о любых происшествиях в письмах или телеграммах, в зависимости от срочности. «XX век» рассчитывает на усердие, сообразительность, ловкость своего корреспондента и предоставляет ему неограниченный кредит«.
Читать роман полностью

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *