Жюль Верн «Вокруг света в 80 дней»
Le Jules Verne «Le tour du monde en quatre-vingts jours»
Взбудоражил мир
Во Франции тоже существовал журнал «Вокруг света» («Тур дю Монд»). И вот в одном из его номеров за 1871 год в нем была помещена статья учёного-географа, автора «Истории географии и географических открытий» и семитомного «Нового словаря всемирной географии» Вивьена де Сен-Мартена о возможности кругосветного путешествия за восемьдесят дней, если к услугам путешественника будут самые усовершенствованные виды транспорта и ему не придется тратить ни одного часа на ожидание. В статье был намечен примерный маршрут с расчетом времени на отдельных участках пути. Статья заинтересовала Жюля Верна. Он проверил расчет Сен-Мартена и пришел к выводу, что тот прав и даже чуть пессимистичен, так как маршрут можно преодолеть и быстрее. В конце 1971 года он сообщал отцу: ««В редкие часы досуга я готовлю рассказ о путешествии, проделанном с максимальной быстротой, какая только возможна в наше время». Роман начал публиковаться частями в приложении к газете «Ле Тан» 6 ноября 1872 года и по мере того как его герои продвигались все дальше по намеченному маршруту, интерес читателей неудержимо возрастал вместе с тиражом газеты. Американские корреспонденты ежедневно сообщали по телеграфу в Нью-Йорк, какое новое препятствие было преодолено эксцентричным англичанином. Когда путешествие стало приближаться к концу и Филеасу Фогту оставалось лишь пересечь Атлантический океан, представитель американской судоходной компании предложил Жюлю Верну крупную сумму при условии, что его герой отправится из Нью-Йорка в Лондон на одном из пароходов, принадлежащих именно этой компании. Жюль Верн отказался. Филеас Фогг, не дождавшись очередного рейсового судна, поспешил купить на собственные средства пароход «Генриетту».
Кубок Жюля Верна
«Вокруг света в 80 дней» если не самый лучший роман Жюля Верна, то наделавший более всех остальных шуму. Последователи Филеаса Фогга появились ещё при жизни писателя, а сегодня имени Жюля Верна учреждён целый Кубок. В 1990 году в Париже собрались французские яхтсмены, чтобы обсудить детали и сформулировать правила кругосветного плавания на время. Так появилась ассоциация спортсменов, которая называется так же, как и знаменитый роман Жюля Верна, «Вокруг света за 80 дней». Ее члены поставили перед собой цель совершать кругосветное путешествие за 80 дней. Но в отличие от рожденного писательским воображением Филеаса Фогга, использовавшего в своем странствии разные виды транспорта, решили ограничиться только парусными яхтами. Соискателям Кубка Жюля Верна не обязательно отправляться в дальний путь всем вместе. Каждый, пожелавший вступить в борьбу за трофей, сам решает, когда покидать берег. Правила оговаривают лишь место старта — это условная линия между двумя маяками у мыса Лизард на южной оконечности Британии, а также примерный маршрут — с запада на восток, огибая знаменитые мыс Доброй Надежды (Африка), мыс Луин (Австралия) и мыс Горн (Южная Америка). Первая гонка началась 31 января 1993 года. Результат шкипера Бруно Пейрона (Франция) на катамаране Commodore explorer был 79 дней, 6 часов, 15 минут. В 2012 году Люик Пейрон на тримаране Banque Populaire V установил новый рекорд — 45 суток, 13 часов, 42 минуты и 53 секунды.
Отрывок из романа
«В доме номер семь на Сэвиль-роу, Берлингтон Гарденс, — в том самом доме, где в 1814 году умер Шеридан, — в 1872 году проживал Филеас Фогг, эсквайр; хотя этот человек всячески старался не привлекать к себе
внимания, он слыл одним из наиболее оригинальных и примечательных членов лондонского Реформ-клуба.
Таким образом, одного из самых знаменитых ораторов, украшавших Англию своим талантом, сменил упомянутый Филеас Фогг, человек загадочный, о котором было известно лишь то, что он принадлежал к высшему английскому
обществу, был прекрасно воспитан и необычайно красив.
Говорили, что он походил на Байрона (однако только лицом; обе ноги у него были здоровы), но то был Байрон, носивший усы и бакенбарды, Байрон бесстрастный, который мог бы прожить, не старея, целую тысячу лет.»
Читать роман полностью