«Жизнь Дэвида Копперфилда, рассказанная им самим»

Чарльз Диккенс «Жизнь Дэвида Копперфилда, рассказанная им самим»
Charles Dickens «The Personal History of David Copperfield»

Самый любимый
Копперфилд11 К «Дэвиду Копперфилду» Диккенс приступил сразу же, как завершил «Домби и сына», то есть где-то в конце 1848 года. Название придумал не сразу, перебирал «Признания Копперфнлда», «Копперфилдскую летопись», «Мир Копперфилда-младшего», «Последнюю волю и завещание мистера Дэвида Копперфилда», «Все о Копперфилде». Наконец, остановился на «Жизни Дэвида Копперфилда, рассказанной им самим». Работал на книгой в Лондоне, курортных городках Брайтоне, Бончерне. Работа спорилась: «Ну, слава тебе господи, чувствую, что роман пойдет. Что случится в этом месяце уже обдумал. На два ближайших месяца план готов» (письмо от 6 июня 1849 года). «После двух дней очень трудной работы сделал «Копперфилда».
Выпуск, по-моему, превосходен!» (20 ноября). «Работа идет вполне прилично…. Надеюсь, что выпуск будет отличный» (13 августа 1850 года). Считается. что «Дэвид Копперфилд» — автобиография. Это не совсем точно. Диккенс использовал в романе только отдельные факты своей биографии, в изображении действующих лиц он брал лишь некоторые черты действительно существовавших людей. Тем не менее, именно потому, что «Копперфилд» воскресил его детские годы, Диккенс любил эту книгу более остальных. В предисловии к изданию 1869 года он написал:
«Из всех моих книг я больше всего люблю эту. Мне легко поверят, если я скажу, что отношусь как нежный отец ко всем детям моей фантазии и что никто и никогда не любил эту семью так горячо, как люблю ее я. Но есть один ребенок,который мне особенно дорог, и, подобно многим нежным отцам, я лелею его в глубочайших тайниках своего сердца. Его имя — «Дэвид Копперфилд».
Первый выпуск романа появился у читателей в мае 1849 года, последний — в ноябре 1850. Письмо от 23 октября 1850 года: «Только что кончил «Копперфилда» и не знаю, смеяться мне
или плакать… Думаю уехать куда-нибудь на денек-другой — скорее всего, в Рочестер, где жил мальчиком, — и выбросить из головы все, что написано за эти две недели…»

Автобиография
Копперфилд автоб Ученые считают, что автобиография своими корнями уходит в античные времена и эпоху Возрождения, а истоком русской автобиографической прозы признают «Житие» протопопа Аввакума. Жанр автобиографии обширен. К нему относятся дневники, записки, исповеди, воспоминания, мемуары («Исповедь» Блаженного Августина, «Исповедь» Ж. Ж. Руссо, «Былое и думы» А. И. Герцена, «Воспоминания детства» Л. Н. Толстого, „Warheit und Dichtung“ Гете). Энциклопедическим словарем подчеркивается, что в автобиографии «автор сосредоточен на становлении истории своей души в ее взаимоотношениях с миром, тогда как автора мемуаров интересует прежде всего сам этот мир, люди, которых он встречал, события, которые наблюдал и в которых участвовал». Если автобиографии «пишутся, как правило, в зрелые годы, когда большая часть жизненного пути уже позади» и им свойственно «стремление осмыслить прожитую жизнь», то для дневника «не характерен разрыв между временем написания и временем, о котором пишут». В свою очередь исповедь от автобиографии отличает «большая степень откровенности, искренности и доверия к читателю».
Отдельным жанром является художественная автобиография. В ней автор приписывает герою свои черты и события своей жизни («Театральный роман» М. А. Булгакова, «Дар» В. В. Набокова, тот же «Дэвид Копперфилд»). В художественной автобиографии автору не приходится выдумывать какой-то особый сюжет для своего произведения, он следует той жизненной фабуле, которая сложилась сама по себе: «Жизнь писателя становится протосюжетом, а его личность — прототипом главного героя». Известно, что для мемуарных текстов характерна установка на достоверность. По-иному обстоит дело в художественной автобиографии. Литературный энциклопедический словарь указывает, что в ней автор «нередко прибегает к вымыслу («Повесть о жизни» К. Паустовского), он «дописывает» и «переписывает» свою жизнь, делая ее логичнее, целенаправленнее». Вот двенадцать основных характерных признаков художественной автобиографии: повествование о частной жизни создателя книги; прозаическая форма воплощения; ретроспективность изображения; преимущественно хронологическая последовательность изложения; повествование от первого лица; жизнь повествователя выступает протосюжетом, а его личность — прототипом главного героя;
близость, но не тождественность автора и героя; герой, как правило, положительный, в некоторых случаях даже идеализированный; сочетание саморефлексии и самоанализа с оценочными характеристиками других персонажей; наличие принципа «двойного зрения», двух точек зрения: бывшего «я» и нынешнего «я»; возможность вымысла, создания автомифологии; открытость финала, не замкнутость жизнеописания.

Отрывок из романа
Копперф122 «Стану ли я героем повествования о своей собственной жизни, или это место займет кто-нибудь другой — должны показать последующие страницы. Начну рассказ о моей жизни с самого начала и скажу, что я родился в пятницу в двенадцать часов ночи (так мне сообщили, и я этому верю). Было отмечено, что мой первый крик совпал с первым ударом часов.
Принимая во внимание день и час моего рождения, сиделка моей матери и кое-какие умудренные опытом соседки, питавшие живейший интерес ко мне за много месяцев до нашего личного знакомства, объявили, во-первых, что мне предопределено испытать в жизни несчастья и, во-вторых, что мне дана привилегия видеть привидения и духов; по их мнению, все злосчастные младенцы мужского и женского пола, родившиеся в пятницу около полуночи, неизбежно получают оба эти дара
»
Читать роман полностью

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *