Долгая жизнь романа о Белом ките

Мелвилл «Там плавают корабли; там этот Левиафан…»
Моряки шхуны «Эссекс», в начале 1820 года покинувшей гавань острова Нантакет ради охоты на китов, не предполагали, что отправляются навстречу вечности. И не
только потому, что для многих из них рейс закончился трагически, но и его
итогом, оставившим заметный след в истории мировой литературы.
Китобойный помысел — занятие древнее. Ведь по устоявшемуся общественному мнению
имели киты массу достоинств. Они не злобивы: даже тот, который проглотил Иону, выплюнул его живым и невредимым; обладали солидным весом и размерами, что делало охоту удобной и прибыльной; люди научились брать от кита всё, без остатка: шкуру, жир, ус. Свечи делали, мыло, краски, бальзамы, кремы, духи, женские корсеты, оправы для очков, пружины диванов, зонтики. Не сразу конечно, сообразили, постепенно, но как только дошло, китоизбиение началось с промышленным размахом. В середине 19 века добычей китового жира занимались около 900 кораблей, только в Америке в этой области было занято 100000 человек, капиталовложения исчислялись сотнями миллионов долларов. Однако всякое действие всегда рождает противодействие. И добродушные киты начали терять терпение, сопротивляться. Летопись китовой охоты всё чаще стала дополняться историями нападений китов на людей. Например, у острова Тимор свирепствовал кашалот по прозвищу Тиморский Том, возле Новой Зеландии мстил за себе подобных Джек Новозеландец, моря японского архипелага бороздили наводящие ужас на китобоев Моркан и Дон Мигуэль. Каждый из них шёл навстречу китобойным вельботам или даже
судам, таранил их, разбивал хвостом, топил людей. 20 ноября 1820 года в Тихом
океане подвергся атаке «Эссекс». Огромный кит на большой скорости врезался в
борт судна возле носа, шхуна получила пробоину, начала тонуть, но кит не
успокоился и с размаху ударил корабль с другой стороны. Через 10 минут тот
перевернулся и затонул. Моряки едва успели спустить шлюпки. Несколько недель
дрейфовали они в пустынном океане, пока не были спасены. Из 20 членов экипажа
умерли 12. Среди оставшихся в живых был капитан корабля Дж. Поллард. Он и
рассказал подробности гибели «Эссекса» Г. Мелвиллу, собиравшему материал для
романа о китобоях.

Проверено собой.
Г. Мелвилл родился в 1819 году в Нью-Йорке. Детство его было безрадостно и
коротко. Отец, преуспевающий вначале коммерсант, разорился, сошел с ума и умер, когда Герману не исполнилось и тринадцати. С той поры он шёл по жизни
самостоятельно. Бросил школу, служил рассыльным в банке. клерком в меховой
компании, судовым матросом на линии Нью-Йорк-Ливерпуль. В 26 лет отправился в
четырёхлетнее плавание на китобое «Акушнет». Не в поисках романтики, из
бедности. Да и романтикой на китобойных судах не пахло. Тяжёлый, монотонный
труд, произвол офицеров, теснота, болезни, скудные еда и питьё, которых
постоянно не хватало, ведь капитаны китобойцев предпочитали заходить в
промежуточные порты в случае крайней необходимости, чтобы не провоцировать
команды на побег. Дезертирство, тем не менее процветало. На одном из
Маркизских островов дал дёру и Меллвил. Месяц находился в плену у местного
людоедоедского племени тайпи, бежал, скитался по отровам Полинезии, поступил на военный фрегат, побывал в Вальпараисо, Лиме, Рио-де-Жанейро. А когда в 1844 году прежним бедняком возвратился домой, оказалось, что не имеет иного способа
заработка, кроме таланта рассказчика. В 1846 году вышла его первая повесть
«Тайпи», через год продолжение — «Ому». Затем появляются «Марди», «Редберн», «Белый бушлат». 14 ноября 155 лет назад увидел свет роман «Моби Дик».

Оценённые через 70 лет.
Коротко, эта книга об одном ненормальном китобое, гонявшимся по морям-океанам за ещё более ненормальным китом — белым и жутко кровожадным. Впрочем, кит такой действительно существовал. Был он альбиносом, звался Моха Дик и разбойничал у побережья Чили. И на самом деле нашёлся моряк — шкипер английского китобойбойца «Джон Дой», поклявшийся его уничтожить. Они встретились, победителем вышел кит. Произошло это в 1841 году. Так что роман Мелвилла основан на достоверных фактах, в том числе происшествии с «Эссексом». Но это только часть канвы книги. «Моби Дик» вышел далеко за рамки обыкновенного морского приключенческого романа. Оказывается, если вчитаться, то есть в нём элементы романа социального, философского, даже фантастического и истории нравов. Описание быта соседствует с главой, посвящённой научной классификации китов, технологические подробности
промысла перемежаются с рассказами про китовую охоту, встречаются рассуждения о судьбах народов и государств. А для литературоведов «Моби Дик»— вообще находка. Его можно анализировать до бесконечности, спорить об особенностях языка, находить подтексты, аналогии, аллегории, скрытый символизм. Но массовому читателю всё это ни к чему. И даже если вы не уловили скрытых смыслов автора, не стоит расстраиваться. «Моби Дик» от этого не утрачивает своей прелести. Он просто интересное чтение. Более, чем достаточно.
Первые повести Мелвилла публика и рецензенты встретили тепло, следующие вызвали лёгкое разочарование. «Моби Дик» принят и понят не был. Мелвилл писал ещё лет восемь, но внимание к его творчеству угасло. Не имея возможности содержать семью литературным трудом, он поступил чиновником на таможню и более не публиковался. Умер Герман Мелвилл в 1891 году всеми забытый. Вспомнила о нём Америка только 30 лет спустя. Нынче писатель числится классиком, а «Моби Дик» считается величайшим американским романом 19 века.
Маха Дик был убит в 1859 году.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *