Английский Дюма

в старости, со второй женой
в старости, со второй женой
29 апреля 1875 года в маленьком итальянском городке Ёзи (сегодня район Анконы) родился писатель Рафаэль Сабатини.

Шесть языков
Мать его-англичанка и отец-итальянец были оперными певцами, но разговаривали в семье по-итальянски. В два года родители Рафаэля, чтобы не иметь трудностей в бесконечных гастролях, отправили его в Ливерпуль к английской бабушке. В Англии мальчик прожил 5 лет и, естественно, освоил английский. Затем семья воссоединилась. Анна и Виченце Сабатини осели в португальском Порто, там Рафаэль пошел в школу и, куда же деваться, пришлось постигать португальский. В 16 лет у юноши — новое путешествие для продолжения образования — в швейцарский Цуг, где в ходу были немецкий и французский, а в дополнении к ним парень изучил испанский. Таким образом, по окончании учебы Рафаэль свободно владел шестью языками, что и наше время необычно, не говоря уж о том. Умение это тут же сыграло роль. В 17 лет будущий писатель был принят на работу в солидную ливерпульскую торговую фирму, где занимался иностранной перепиской, и 9 лет добросовестно трудился на ниве коммерции.

Остался в ХIХ веке
Передо мной несколько романов Сабатини, напечатанных в разное время, от
«Одиссеи капитана Блада» 1969 года, до «Жизни Чезаре Борджа» 2010-го. И
ни в одном издании, ни в после- ни в предисловии нет подробного рассказа
об авторе, лишь скупые биографические сведения. Лень, недобросовестность
типографов? Нет. О Сабатини действительно мало что известно. Даже в
английских справочниках о нем упоминается вскользь, хотя был популярен,
его книги неплохо продавались, переводились, по ним ставились фильмы и
спектакли. В чем же дело? Думается, он просто «опоздал» родится, и жанр
авантюрного исторического романа, которому посвятил творчество, в его
время утратил популярность. Шпаги, фрегаты, флибустьеры остались в веке
девятнадцатом, в ХХ-м им на смену пришли детективы. «Нужно писать
детективные истории или освещать общественные проблемы в повестях о
повседневной современной жизни объёмом в несколько частей, заверяли меня
издатели, именно это приносит прибыль, и, несомненно, так оно и было; но
мне это не приносило радости» — рассказывал Сабатини.

Из любителей в профи
Сочинять истории Рафаэль начал, ещё будучи клерком. Он писал для себя и не помышлял о профессиональной литературе. Но однажды показал один из рассказов приятелю-журналисту, тот свел его с издателем, который взялся рассказ напечатать. Появились заказы. Сабатини начал сотрудничать с несколькими литературными журналами, еженедельными газетами. Наконец, один из редакторов предложил ему написать роман. Вспоминал: «Это опьянило, и в то же время привело в ужас. Но я принял предложение и приступил к работе. Пока я писал эту книгу и то, что за ней следовало, я всё ещё держался за своё место в бразильской торговой компании… В течение года или двух я не знал, что такое хороший сон, или, по крайней мере, регулярный. И только после публикации второй книги — «Рыцарь Таверны» — я понял, что настало время принять решительные меры, и я сжёг мои «коммерческие корабли». Это произошло в 1901 году. С тех пор Сабатини поставил себе цель создавать по книге в год и даже во время Первой мировой войны, работая в переводчиком в ведомстве разведки, не откладывал перо. «Скарамуш», серия о капитане Бладе, двухтомник «Вечера с историком», «Морской ястреб» — вот те произведения, что принесли Сабатини известность. А всего Сабатини написал около 50 романов, несколько сборников рассказов, шесть пьес.

С историей — бережно!
Писателя называли «современным представителем беллетристики Дюма», но роднила его с великим французом разве что сходная тематика. В отличие от автора «Трех мушкетеров», ради сюжета вольно обращавшегося с историей, Сабатини строго следовал сообщениям источников. «Необходимы четкие границы на вольности по отношению к историческому материалу. Прежде, чем приступить к написанию романа, должно быть проведено кропотливое исследование того исторического периода, в котором протекает действие, искажение характеров ради удовлетворения требований романтических развязок, искажения исторических фактов, грубые анахронизмы, делают всё, чтобы навлечь на исторический роман дурную славу» — писал он.

Жены и сыновья
Женился Сабатини в 1905 году на Рут Диксон — дочери богатого ливерпульского негоцианта. 26 мая 1909 года у них родился сын Рафаэль-Анжело. Мальчик мечтал стать скульптором, в саду лондонского дома писателя был фонтан, разработанный и сделанный им. Рафаэль-младший должен был поступать в Оксфорд, но в апреле 1927 года погиб в автокатастрофе. Сабатини впал в депрессию, а тут ещё оказалось, что сын — единственное, что связывало его с женой. Через некоторое время они развелись. В 60 лет Сабатини женился вновь. Второй его избранницей стала … сестра первой жены Кристина Диксон. У неё тоже был сын от первого брака, в какой-то степени заменивший Сабатини Рафаэля-Анжело, такой же умный, красивый, дружелюбный. Когда началась Вторая мировая война, он стал летчиком и во время учебного полета прямо на глазах родителей разбился. В 40-е годы Сабатини продолжал писать, хотя и не так интенсивно. Но известность его давно прошла. Писатель умер 13 февраля 1950 года.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *