«Творчество»

Эмиль Золя «Творчество»
Emile Zola «L’Oeuvre»

Конец дружбе
творчество53 Действительность финансистов, политических деятелей, коммерсантов, рабочих была незнакома Золя. Чтобы правильно изобразить её, он наблюдал, рылся в источниках, встречался со знающими людьми. Для рассказа о жизни богемы ничего этого ему не требовалось. Писатели, журналисты. художники были его средой, его окружением. В эпопее о Ругон-Маккарах показать этот мир Золя планировал изначально, но взялся за осуществление задуманного только весной 1885 года. Главный герой «Творчества» — художник Клод Лантье. Его жизнь, работа, искания, достижения, неудачи составляют канву сюжета. Прототипом Лантье стал давний и лучший друг Золя ещё с юношеских лет знаменитый художник-импрессионист Поль Сезанн. Но каково же было разочарование писателя, когда после выхода романа в свет, Сезанн навсегда прекратил с ним общение. 23 февраля Золя завершил работу над «Творчеством», а последнее письмо Сезанна датировано 4 апреля: «Мой дорогой Эмиль, я только что получил роман «Творчество», который ты мне любезно послал. Я благодарен тебе, создателю «Ругон-Маккаров», за память. С мыслью о прошлом жму твою руку». Причина ссоры так и осталась тайной. Возможно, Сезанн увидел гораздо больше сходства между собой и Клодом, чем этого желал Золя, и это ему не понравилось.
Нейтральным же читателям роман понравился. Мопассан назвал роман «изумительным». Русский критик Вл. Стасов писал «Как верно изображен художественный мир нынешней Франции! Как верно представлены разнообразные характеры и личности современных художников!»

Поль Сезанн

Один из натюрмортов Сезанна
Один из натюрмортов Сезанна
Выдающийся художник был земляком Золя и другом его детства. Он родился в 1839 году в Эксе. Пытался противостоять буржуазной среде, в которой вырос. Даже по настоянию отца Луи-Огюста Сезанна отучился два года в юридической школе местного университета, но не смог преодолеть свою тягу к искусству и даже убедил строгого и самоувереного Луи-Огюста разрешить ему ехать в Париж учиться живописи. В апреле 1861 года Сезанн отправился в столицу. В то время изобразительное искусство Франции находилось под управлением группы художников, сплотившейся вокруг Академии изящных искусств. Они и определяли кому из коллег следует оказать государственную поддержку, кто достоин быть представлен в Парижском салоне — официальной выставке. В мае 1863 года в Париже был организован так называемый Салон отверженных, где были выставлены работы художников, не прошедших конкурсный отбор официальной галереи. В числе работ Салона были картины Сезанна, однако внимание публики его картины привлекли только весной 1874 года. Но критика не принимала его манеры и оставалась ему враждебной почти всю его жизнь. Отношение к творчеству Сезанна изменилось лишь в конце 1895 года. Амбруаз Воллар, торговец произведениями искусства, посвятивший свою жизнь поддержке художников-новаторов, организовал большую ретроспективную выставку Сезанна. Это был первый персональный показ его работ.
Экспозиция 1895 года имела такой успех, что известность Сезанна, до той поры весьма ограниченная, начала постепенно расти. Продажа его произведений тоже существенно выросла. Однако настоящий триумф художника состоялся в 1904 году. На парижском осеннем Салоне 1904 года целый зал был отведен для демонстрации его картин. Умер Сезанн 22 октября 1906 года.

Отрывок из романа «Творчество»

Сена и мост Луи-Филиппа
Сена и мост Луи-Филиппа
«Ослепительная вспышка молнии вновь осветила ее, и она, сразу умолкнув, широко раскрыв глаза, в ужасе стала озираться по сторонам. Окутанный лиловатой мглой, вставал перед ней незнакомый город, подобный призраку. Дождь кончился. На другом берегу Сены, на набережной Дез-Орм, обозначились маленькие, серые, испещренные вывесками дома с неровной линией крыш; за ними горизонт расширялся, светлел, его обрамляли налево — синий шифер крыш на башнях ратуши, направо — свинцовый купол собора св. Павла. Сена в этом месте очень широка, и девушка не могла оторвать глаз от ее глубоких, черных тяжелых вод, катившихся от массивных сводов моста Мари к воздушным аркам нового моста Луи-Филиппа. Река была усеяна какими-то причудливыми тенями-то была спящая флотилия лодок и яликов; а к набережной были пришвартованы плавучая прачечная и землечерпательная машина; у противоположного берега стояли баржи, наполненные углем, шаланды, груженные строительным камнем, и над всем возвышался гигантский грузоподъемный кран. Свет молнии померк. Все исчезло
Читать роман полностью

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *