12 декабря 1821 года– день рождения известного французского писателя Флобера. Он происходил из семьи хирурга, главного врача больницы города Руана. К тому же отец Гюстава был состоятельным землевладельцем, так что на образование детей средства имелись. Будущий писатель окончил Королевский колледж, а вот завершить учебу на юридическом факультете Парижского университета не смог: открылась нервная болезнь — эпилепсия. Отправился путешествовать, побывал в Италии, Северной Африке, когда вернулся, поселился в своем имении Круассе и жил там почти безвыездно. Имея приятную наружность: средний рост, зеленые глаза, слегка вьющиеся волосы — не женился, боялся передать по наследству недуг. От приступов эпилепсии спасался горячими ваннами, потому был их большим приверженцем. В одной из биографий писателя встречается утверждение о том, что во время Франко-Прусской войны 1870-71 годов лейтенант Флобер был награжден орденом Почетного легиона, хотя странно, какой подвиг мог совершить пожилой, нездоровый, совершенно невоенный человек? Сочинять начал рано, но до печати свои произведения не доводил. Первой публикацией стал роман «Госпожа Бовари». Литературоведы считают его совершенным созданием искусства. Причина такой оценки — стиль Флобера: точно выдержанный ритм каждой фразы, ее абсолютное музыкальное звучание, четкий сюжет, продуманность расположения важнейших сцен и т. д. Да и то — «Госложа Бовари» создавалось 5 лет, случалось, за несколько дней из-под пера писателя выходила страница или всего несколько строк. Иногда целые главы он переделывал по множеству раз.
Фабула романа проста. Женщина выходит замуж за обыкновенного человека, но изменяет ему, поскольку угнетена именно этой обыденностью. В итоге — разочарование, разорение мужа, самоубийство. Критики нашли в таком поведении порок общечеловеческий: нежелание жить той жизнью, которая дана, стремление сблизить мечту с реальностью. То есть истина достаточно банальна — нужно уметь наслаждаться тем, что есть, а не грезить о несбыточном. Но, однако, как полезно иногда читать литературную критику. На первый взгляд, госпожа Бовари представляется просто порочной, а оказывается, она — жертва собственного романтического характера.
Роман сразу же сделал его автора знаменитым, но вместе со славой принес и заботы. Государство и церковь нашли произведение оскорбляющим общественную мораль и религию. 24 января 1856 года состоялся суд, где прокурор доказывал, что фраза типа: «…она слегка покачивалась и при колебаниях ее стана колокол платья местами опадал» вызывающе сладострастна, а адвокат опровергал это, ссылаясь на произведения, еще более вольные (Монтескье, Руссо, Боссюэ). Судья склонился к мнению защиты и оправдал писателя. В наше время от такой рекламы любой литератор пришел бы в восторг, а Флобер был возмущен до глубины души. «Если столь безобидное создание, бедная моя госпожа Бовари, была… доставлена в исправительную полицию, о чем же можно писать!» — восклицал он. Но литературу, конечно, не бросил. Следующими большими полотнами его стали романы «Саламбо» — исторический и «Воспитание чувств» — любовный. Оба произведения не менее значительны, чем предыдущее, хотя уже почти полтора века ассоциацией на фамилию «Флобер» является словосочетание «Госпожа Бовари».