«…В сиянии добрых слов и добрых дел»

Теккерей Рассказывая биографии писателей, принято выделять события из ряда вон выходящие. Но в жизни Уильяма Мейкписа Теккерея таких было немного: он не совершал экзотических путешествий: две поездки в Америку с лекционными целями, многочисленные передвижения по Европе для лечения или просто отдыха, конечно, не в счет; не участвовал в войнах и революциях: Англия в то время была относительно спокойной и благополучной страной; не страдал от любовного зуда, испытывая на прочность семейные узы окружающих: всю жизнь любил лишь одну женщину. История эта довольно грустная. Жена писателя Изабелла Шоу в 22 года потеряла рассудок, оставив его с двумя маленькими дочками.

В 1842 году Теккерей возобновил знакомство с приятелем по Кембриджскому университету У.Брукфилдом, был тепло принят его женой Джейн и постепенно проникся к ней глубокой симпатией. 9 лет длилась их дружба, пока злая сплетня не прервала ее, причем Теккерей был убежден, что Джейн разделяет его чувство, тогда как письма ее к мужу говорят об обратном. Биограф писателя Маргарет Форетер, прочитавшая их, утверждает, что супруги Брукфилд любили только друг друга, а над Теккереем даже немного посмеивались.

Так вот эти два события — болезнь собственной жены и любовь к чужой — и представляются наиболее значительными в жизни Теккерея. Остальные не выходят за рамки обыденности. Но обыденность не есть заурядность. И прежде всего потому, что замечательной является сама личность Теккерея. Он был не только писателем, составившим вместе с Диккенсом славу литературе Англии XIX века, но и великолепным рисовальщиком, талантливым поэтом, высокопрофессиональным журналистом, прекрасным литературным редактором: журнал «Коронхилл Мэгээин», издававшийся под его руководством в 1860-62 годах, пользовался в Англии большим успехом и выходил тиражом в десятки тысяч экземпляров.
Но главное — Теккерей был джентльменом. Не тем, что с ударением на последнем слоге, а действительным, настоящим. В нынешнее время всеобщего равенства полов мы уже и подзабыли истинный смысл этого слова. Для нас мужчина, уступающий женщине место в троллейбусе, уже джентльмен, а если еще и не матерится в ее присутствии, то вообще…

Однако джентльмен — это и заботливый, ответственный семьянин: в 22 года после краха Индийского банка Теккерей остался почти без средств и всю дальнейшую жизнь был озабочен лишь тем, как обеспечить своей семье безбедное существование не только в настоящем, но и в будущем. Годами тяжелого труда он добился своего. Дочери Анна и Хэрриет, повзрослев, могли считаться невестами с завидным приданным; и человек высокой нравственности: редактор Теккерей отверг прекрасный рассказ Э. Троллопа только за то, что в нём описывалась женщина не вполне безупречного поведения – имеющая внебрачных детей. Ведь «Кронихилл» считался семейным журналом, и Теккерей посчитал данную тему для него вредной; однажды писатель прочитал в газете критическую заметку в свой адрес. Обычно он относился к таким вещам спокойно, считая их неизбежным злом профессии. Но тут, зная, что его реакция вызовет публичный скандал, пошёл на публичное выяснение отношений с автором и только потому, что он (автор) разгласил в статье данные, полученные в личных беседах, так как был с Теккереем членом одного закрытого клуба. Теккерей посчитал такое поведение не джентльменским и добился осуждения его в обществе;
первый визит писателя в Америку совпал с разгаром там общенациональной дискуссии о рабстве. Теккерей как истинный англичанин в душе его осуждал, но запретил себе и своему секретарю любые высказывания на сей счёт, так как считал это неэтичным: «Только тот, кто прожил в стране не менее пяти лет и обладает необходимыми знаниями о ее людях, может делать публичные заявления», — считал он. (Этот тезис актуален и сегодня. Как часто люди категорично рассуждают о явлении, имея о нем слабое представление, либо не имея вовсе).

А еще джентльмен обязательно добросердечен, щедр, справедлив. И Теккерей был таким. Десяткам людей, обратившимся к нему, он оказывал помощь: делом, деньгами, советом, просто добрым словом. И, наверное, потому, когда 24 декабря 1863 года Теккерея не стало, проститься с ним пришли более 2000 человек.

Но я ничего не сказал о книгах Теккерея. Его типичный для середины XIX столетия стиль, несколько тяжеловесный, многословный, вряд ли привлечет к себе внимание современного массового читателя. Но, уверен, настоящие любители литературы с удовольствием прочтут «Виргинцев», «Историю Генри Эсмонда», и, конечно, «Ярмарку тщеславия».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *