«Этюд в багровых тонах»

Артур Конан Дойл «Этюд в багровых тонах»
Arthur Conan Doyle «A Study in Scarlet»

Шерлок Холмс: первый выход
Этюд-в-багровых-тонах-190x300 Повесть «Этюд в багровых тонах», первое произведение с Шерлоком Холмсом в главной роли, Дойл начал писать в марте 1886 вслед за «Торговым домом Герлдстон», закончил в апреле и тут же отослал  в журнал «Кронхилл». Редактору Джеймсу Пейну повесть понравилась, но от публикации её он воздерхался, мотивируя отказ тем, что для одного номера журнала она слишком велика, а для серии — мала. «Вот если выбросить мармонскую часть, было бы в самый раз» — писал он Дойлу. Но тот согласиться на такое ни как не мог. «Однако — обнадеживал Пейн автора — Повесть так хороша, что её наверняка примут к производству другие издатели». Пейн переоценил коллег. Те дружно отвергли рукопись. «Поистине, литература — это устрица, которую не так-то легко открыть» — писал Конан Дойл. Наконец, «Этюд» попал к главному редактору издательства «Уорд, Локк и КО» профессору Беттани. Тот отдал его на суд жене, и она вынесла вердикт о Дойле — «прирождённый романист». Беттани принял повесть, но с условием выкупа всех прав на неё и выплаты автору единовременного гонорара в 25 фунтов. Дойл был возмущён, но от без исходности согласился. Напечатан «Этюд» был в 1887 году в составе ежегодного рождественского альманаха. В 1888 году «Уорд, Локк и К» выпустило «Этюд» отдельной книжкой, потом переиздало её снова. Но Дойл уже не получил ни пол-пенни.

Почему?

Квартира Шерлока Холмса
Квартира Шерлока Холмса
Да, почему Шерлок Холмс стал любимейшим литературным персонажем? Одну из версий озвучил М. Чертанов в книге о Конан Дойле. «самое важное, самое замечательное и волшебное – это не Холмс, а его квартира…. Уютная квартирка на Бейкер стрит – метафора викторианского очага. Холмс и Уотсон утверждают и защищают главное в британской иерархии ценностей. Дом. Викторианский очаг. (Однако) важен не конкретный викторианский дом с викторианским камином, а дом вообще – как образ уютного, комфортабельного убежища, защищенности. Причем Дойл создает этот «дом», как кокон, повсюду.
Домик – квинтэссенция защищенности. В Лондоне (мире) сыро, в Лондоне (мире) туманно, в Лондоне (мире) опасно, а Уотсон с Холмсом сидят в теплой комнате, с ног до головы вооруженные символами комфорта: газетой, трубкой, кофейником, лишь на время совершая вылазки во внешний мир, что только усиливает ощущение безопасности и тепла. Заметим, однако, что дом – это не только прибежище, но и убежище. У доброго доктора должен быть дом, где он всегда принимает, а в доме должно быть тепло и светло – не для самого доктора, а для пациентов. Должно быть теплое и уютное место, куда насмерть перепуганный беглец может в любое время суток прийти со своим страхом, и если даже доктора в данный момент нет дома, есть миссис Хадсон, которая напоит чаем и позволит обождать. Вроде бы мелочь – но какая гениальная!»

Отрывок из повести
Шерлок-Холмс11-300x239 «В этой высокой комнате на полках и где попало поблескивали бесчисленные бутыли и пузырьки. Всюду стояли низкие широкие столы, густо уставленные ретортами, пробирками и бунзеновскими горелками с трепещущими язычками синего пламени. Лаборатория пустовала, и лишь в дальнем углу, пригнувшись к столу, с чем-то сосредоточенно возился какой-то молодой человек. Услышав наши шаги, он оглянулся и вскочил с места.
— Нашел! Нашел! — ликующе крикнул он, бросившись к нам с пробиркой в руках. — Я нашел наконец реактив, который осаждается только гемоглобином и ничем другим! — Если бы он нашел золотые россыпи, и то, наверное, его лицо не сияло бы таким восторгом.
— Доктор Уотсон, мистер Шерлок Холмс, — представил нас друг другу Стэмфорд»
Читать повесть полностью

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *