Мудрый Диккенс

0a0e1db9632efba0901eed01663a3b7b 7 февраля 1812 года родился английский писатель Чарльз Диккенс. Произведения его не нуждаются в представлении, ведь вряд ли найдется на свете человек, которому не известны имена Оливера Твиста, мистера Пиквика, Домби, Крошки Доррит, Дэвида Копперфилда, а вот биография его интересна и очень уж напоминает сказку, например, о Золушке. Судите сами. Дед его был лакеем, отец — чиновником, причем не слишком удачливым. В жизни он боролся, но чаще всего был побежден. Раннее детство Чарльза прошло благополучно, затем семья стала беднеть и, наконец, отец за долги попал в тюрьму. Жили Диккенсы к тому времени на окраине Лондона. Пришлось Чарльзу оставить школу и идти работать, ведь у матери, кроме него, было на руках еще пятеро детей. Он устроился на так называемую фабрику, представлявшую собой грязную каморку под самой Крышей, где по 12 часов в день наполнял и перевязывал коробки с ваксой, да еще добирался на службу через весь город. Джона Диккенса, правда, вскоре выпустили, и Чарльз снова пошел учиться, но и этот период длился недолго. Маленькой пенсии отца на оплату учебы не хватало. Чарльз определился писцом к адвокату. Джон Диккенс начал подрабатывать в газете и изучать стенографию. Освоил эту хитрую науку и сын. И как раз благодаря ей смог вырваться из объятий нищеты. Сначала нашел место парламентского стенографа, потом стал репортером парламентским и судебным.

Однажды некие издатели задумали выпустить юмористическую серию о приключениях на охоте сельских джентльменов. Наняли художника. Диккенс к тому времени успел обратить на себя внимание остроумными и меткими бытовыми зарисовками, печатавшимися в газетах под псевдонимом Боз, — «Очерками Боза». Ему и предложили придумывать к рисункам веселые реплики. Лидером в этом творческом дуэте был художник, его мнение для пишущего являлось законом. Но вот незадача: только дело наладилось — художник умер. И тогда Диккенс предложил работодателям несколько иной вариант взаимоотношений: текст первичен, рисунок — к нему, причем иллюстратора журналист брался выбрать сам. Когда был объявлен конкурс, среди соискателей места оказался и молодой человек по имени Уильям Теккерей, но его рисунки Диккенсу не понравились. Теккерей к тому времени раздумывал, чем заняться: живописью или литературой. Неудача определила его судьбу. Так Диккенс, сам того не желая, помог рождению замечательного писателя. Потом судьба не раз сводила их вместе, отношения между ними были сложными, изменчивыми, бывали обиды, непонимание, но творчество одного никогда не оставалось незамеченным другим и обязательно оказывало свое обоюдное влияние. Однако — это другая история.

Итак, работа закипела. Приключения джентльменов из Пиквикского клуба начали появляться в печати. Правда, публику они не очень заинтересовали, поскольку тема оригинальной не была. Положение изменилось к пятому выпуску. Диккенс ввел в действие новый персонаж — слугу мистера Пиквика Сэма Уэллера — веселого, неунывающего лондонца. Обаяние его было столь велико, что, пожалуй, затмевало остальных героев. А как здорово он разговаривал: «В путь так в путь, как сказал попугай, когда кошка потащила его из клетки за хвост». «Дело сделано, и его не исправить, и это — единственное утешение, как говорят в Турции, когда отрубают голову не тому, кому следует». «Очень сожалею, если причиняю личные неудобства, мадам, как говорил грабитель, загоняя старую леди в растопленный камин».

Комиксы о членах Пиквикского клуба выходили ежемесячно по шиллингу штука и приобрели большую популярность. А в 1837 году появился роман. Он, как сказке, принес автору славу и деньги. Диккенс смог впервые снять квартиру, уплатить кредиторам отца, которому опять грозила долговая тюрьма, и, наконец, не изменяя традиции сказочного сюжета, жениться. Суженой ему стала Кэтрин Хогарт, дочь журналиста и одного из диккенсовских редакторов. Чарльз, правда, был более влюблен в ее сестру Мэри, но та рано умерла. Чарльз и Кэш прожили вместе 20 лет, родили 10 детей, а в 1857 году Диккенс увлекся восемнадцатилетней актрисой Эллен Тернан и ушел к ней. Поступок этот вызвал большой резонанс. Лондонское общество знало Диккенса обаятельным, артистичным, жизнерадостным, знало о его эмоциональности, любви к броскости, чрезмерности во всем, от поведения — он мог быть добрым и одновременно капризным, нетерпимым даже к близким людям — до сочетания красок и покроя одежды, которые в лучшем случае удивляли, но супружескую неверность свет, в основном, осудил, тем более, что мотивы разрыва с женой Диккенс сделал достоянием общественности, изложив в письме к читателям.

Впрочем, сердечные дела писателя никак не сказывались на литературных. Почти ежегодно выходили его новые романы. 1838«Приключения Оливера Твиста»,1839«Жизнь и приключения Николоса Никльби», 1840. — «Лавка Древностей», 1853«Холодный дом», 1854«Тяжелые времена», 1857«Крошка Доорит»… Зная, что такое бедность, Диккенс не отказывался ни от одного делового предложения, так что случались моменты, когда он одновременно готовил три произведения по трем договорам. Конечно, такая напряженная работа не могла не отразиться на ее качестве. Кроме того, Диккенсу необходимо было приспосабливаться к требованиям издателей, например, уложить книгу в 20 выпусков. Сочинить роман именно в 2 или 3 тома. Оттого где-то сюжет был слишком растянут, появлялись лишние персонами, но читатели всего этого не замечали. Они боготворили Диккенса, в Англии тиражи его книг достигали десятков тысяч, то же — в Германии, в Нью-Йоркской гавани регулярно толпилась нетерпеливая публика в ожидании почтового пакетбота с продолжением очередного романа, говорят, даже ковбои Техаса плакали над заключениями его героев. А вот какой смешной случай произошел в одном английском доме. Собралось чинное, респектабельное общество. Ожидали Диккенса, но он прислал записку с извинениями, что не приедет. Тогда хозяйка в присутствии гостей крикнула повару. «Мартин, рябчиков не жарьте, Диккенса не будет».

Диккенс умер неожиданно, в 58 лет, от кровоизлияния. Предполагают, что он надорвался на работе. Похоронили его в Вестминстерском аббатстве, рядом с Фильдингом и Шекспиром.

Но почему же статья эта озаглавлена именно так, а не иначе. У С. Цвейга есть прекрасный очерк о Диккенсе. В нем, отдавая должное своему герою, он вместе с тем упрекает его в робости, несмелости, мелкобуржуазности, в том, что не восстал против государственного устройства (хотя на себе испытал его пороки), против законодателей буржуазии, не был сторонником переворота и построения нового общества, стоял за то, чтобы исправить и улучшить старое.

Действительно, являясь властителем дум, не грозил, не восставал, не был и стоял за то… Но Цвейг писал свой очерк в 1919 году и, не будучи в силах заглянуть в грядущее, не знал, какие ужасы несут человечеству подобные «восстания». И Диккенс не знал. Мудрый Диккенс.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *