«Приключения Оливера Твиста»

Чарльз Диккенс «Приключения Оливера Твиста»
Charles Dickens «Oliver Twist»

Писатель-раб
каледоскоп Оливер-204x300 4 ноября 1836 года Диккенс согласился с предложением Р. Бентли редактировать за 10 фунтов в месяц издаваемый им ежемесячник. В этом «Альманахе Бентли» и был впервые опубликован «Оливер Твист». выходил он частями с февраля 1837 года по март 1839-го. Что значит «частями»? это значит полное рабское существование автора, не знающего ни минуты покоя. Ведь и он, получается, писал частями. Сочинил — в набор. И нельзя прерваться, отвлечься. Читатели ждут продолжения (Чарльз Диккенс так работал почти всю жизнь: «Заглянув в лавчонку за бумагой, он услышал, как какая-то женщина просит дать ей последний выпуск «Дэвида Копперфилда». «Нет, этот я уже читала, — сказала она, когда ей протянули книжку. — Мне нужен следующий». — «Следующий, — заметил продавец, — выйдет в конце месяца». В конце месяца! И ни слова еще не написано! Вот когда Диккенсу, по его собственному признанию, впервые в жизни стало страшно).
«Оливер Твист» — роман в определённой степени автобиографический. В нем нашел отражение печальный детский опыт Диккенса, некоторых героев книги он наградил характерами тех людей, с которыми судьба столкнула его в ту пору.
Помимо самого Оливера, еврея Феджина, Чарли Вейтса есть в романе ещё один запоминающийся персонаж — Лондон. «Диккенс — это был сам Лондон. Он слился с городом воедино, стал частицей каждого кирпичика, каждой капли скрепляющего раствора. О диккенсовском Лондоне думаешь и говоришь так, будто Диккенс сам его построил и называется он не Лондон, а Диккенс-таун. Какому еще писателю обязан так какой-нибудь другой город?» — пишет Х. Пирсон в биографии Диккенса.

Викторианский Лондон
пиквик Лондон-300x189 «В первые десятилетия XIX века Лондон во многом оставался таким, каким был в конце предыдущего столетия. Лишь немногие улицы освещались газом, по большей части на них стояли редкие масляные фонари, и поздних прохожих провожали домой наемные факельщики. За порядком на улицах смотрели не столько «бобби», сколько «чарли» (ночные сторожа). В городе по-прежнему было опасно. Окраины сохраняли сельские черты; в Хаммерсмите и Хэкни выращивали клубнику, к Хеймаркету среди прочего транспорта на конной тяге двигались фургоны. Громадные общественные здания, которыми вскоре украсилась имперская столица, еще не были построены. И развлечения в основном были те же, что в XVIII веке: собачьи и петушиные бои, позорный столб, публичные казни. На домах, словно они были декорациями, красовались нарисованные окна. Разносчики торговали грошовыми книжками-страшилками, исполнители баллад — текстами новейших песен. Действовали дешевые театрики и магазины гравюр, выставлявшие в витринах карикатуры, которые запросто могли собрать толпу. Действовали увеселительные сады, «гроты гармонии», питейные и песенные клубы, танцевальные залы. Город был пестрей, диковинней и порой тревожней, чем в любую из последующих эпох». (Акройд Питер «Биография Лондона»).

Отрывок из романа
Приключ-Оливера3-300x232 «Хотя я не склонен утверждать, что рождение в работном доме само по себе самая счастливая и завидная участь, какая может выпасть на долю человека, тем не менее я полагаю, что при данных условиях это было наилучшим для Оливера Твиста. Потому что весьма трудно было добиться, чтобы Оливер Твист взял на себя заботу о своем дыхании, а это занятие хлопотливое, хотя обычай сделал его необходимым для нашего безболезненного существования. В течение некоторого времени он лежал, задыхающийся, на шерстяном матрасике, находясь в неустойчивом равновесии между этим миром и грядущим и решительно склоняясь в пользу последнего. Если бы на протяжении этого короткого промежутка времени Оливер был окружен заботливыми бабушками, встревоженными тетками,
опытными сиделками и премудрыми докторами, он неизбежно и, несомненно был бы загублен. Но так как никого поблизости не было, кроме нищей старухи, у которой голова затуманилась от непривычной порции пива, и приходского врача, исполнявшего свои обязанности по договору, Оливер и Природа вдвоем выиграли битву. В результате Оливер после недолгой борьбы вздохнул, чихнул и возвестил обитателям работного дома о новом бремени, ложившемся на приход»

Читать роман полностью

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *